Нет особой нужды доказывать, что санный транспорт – очень древний. Это исторический факт достаточно известный. Использоваллись сани не только в странах со снежными зимами, но и в южных, например, в Египте.
Да и в северных краях на них ездили не только в морозное время, но даже и летом. Сани считались более почетным средством передвижения, нежели позднее появившиеся колесные. И назывались в разных местах по-разному: у североамериканских индейцев – тобогган, у лопарей – кережка, у саамов - pulka, у сибирских народов – нарты, у ингушей - соалоз.
У наших предков разновидности саней имели отличные друг от друга названия. Так, например, ручные, предназначенные для спуска с гор – это салазки или чунки; те, что рассчитаны для вывоза грузов по бездорожью – волокуши; имеющие конструкцию широкую и низкую – пошевни и розвальни. Кроме того, были сани мужские и женские, одно-, двух-, трех– и даже шестиместные; обрядовые – от свадебных («княжеских») до похоронных.
По народным поверьям, бытовавшим на Руси, люди изначально круглый год ездили исключительно на санях, а колеса и возы выдуманы, по одной версии, святыми апостолами Петром и Павлом – во благо человечеству, а по другой – даже чертом, то есть с подвохом. Вот ведь как.
В фольклоре сани фигурируют довольно часто. Попробуем вспомнить, в какой связи они упоминаются, начав с самого распространенного жанра – пословиц и поговорок.
Непредсказуемость судьбы с давних пор обозначали присловьем: «Выигрыш с проигрышем на одних санях ездят». Насчет сезонности доходов частенько говаривали: «Телега дом собирает, а сани разоряют» (или же: «Телега хлеб в дом возит, сани на базар»). Приучая домочадцев к трудолюбию, повторяли: «С горы и сани бегут, а на гору и воз не идет». Зато когда все складывается легко да успешно, использовали сравнение «что на салазках под гору».
Безысходность ситуации образно выражали иносказанием: «Езда беспутная: саней нет, впрячь нечего, да и ехать некуда». Гораздо позитивнее звучит мысль: «Будут сани, поедем и сами». В отчаянное положение вовсе не случайно определяли как «закрыть глазки да лечь на салазки». Почему же?
Это отголосок сурового обычая, бытовавшего в некоторых местах: стариков, не способных приносить пользу в хозяйстве, попрощавшись, сталкивали с высокой горы крепко привязанными к санкам. Сейчас этого в буквальном смысле нет, конечно же, но разве социальная необеспеченность многих людей почтенного возраста – не аналог такого действия? Уж не пережиток ли это той жестокости?
О запасливости и предусмотрительности напоминает всем известное «готовь сани летом, а телегу зимой» (кстати, есть и другой вариант: «готовь сани с весны, а колеса с осени»). Над теми же, кто этими качествами не обладает, издавна посмеивались: «Все наготове: сани в Казани, хомут на базаре».
Насчет меткого выражения «не по Саньке санки» объяснять ничего не надо, и без того все понятно, так же, как в отношении другого: «Не в свои сани не садись» (или: «Не садись в боярские сани»). Между прочим, у этого высказывания есть продолжение: …а сел – не раскаивайся. Мудро, что и говорить!
Бахвала и пустослова народная мудрость припечатывала так: «На словах – что на санях, а на деле – что в яме», – то есть подчеркивая разницу в уровне комфорта. Бестолковых да неумелых вышучивали: «В дому санник да тележник, а выехать не на чем»! Об этом же гласит ироничная пословица: «Сани заартачились, оттого и лошадь стала». Транжиру-щеголя изобличали по признаку: «Саночки расписные, а дома есть нечего». Но, с другой стороны, «каковы сани, таковы и сами» (или наоборот: «каковы сами, таковы и сани»).
Вряд ли это абсолютно полная коллекция «санных» пословиц и поговорок, может, кому-то известны и другие. Кроме того, и в других жанрах народного творчества без санок не обошлось. Так что продолжение следует…
Комментариев нет:
Отправить комментарий