В небольшом германском городке Виттенберге свято берегут память о великом религиозном реформаторе Мартине Лютере. Последователи его учения даже изменили название города, добавив к нему слово Лютерштадтт.
![]() |
Лукас Кранах Старший. Прижизненный портрет Мартина Лютера |
Лютер родился в 1483 году, его родители происходили из податных крестьян. В 1537 году Лютер так говорил о своем детстве: «Мои родители держали меня в строгости, доходящей до запугивания. Суровым обращением они, в конечном счете, и толкнули меня в монастырь».
![]() |
В этой келье в замке Вартбург Мартин Лютер сделал перевод Библии |
К 29 годам Лютер стал доктором богословия и субприором виттенбергского августинского конвента, то есть заместителем настоятеля католического монастыря. Он много времени уделял изучению и толкованию Библии. В 1512 году он начал работать над составлением комментариев к латинскому тексту Псалмов и «обнаружил» новое значение давно известных ему текстов, что привело его к изменению понимания проблемы отпущения грехов и спасения.
В католицизме традиционно путь к личному спасению и искуплению грехов лежал через аскетизм, смирение, молитвы и � �азличные обеты. Но спасение можно было заслужить и заступничеством церкви, которая за вознаграждение вымаливала для конкретного человека спасение. На практике это вылилось в торговлю индульгенциями. В ту пору ходила поговорка: «Церковью прощаются все грехи, кроме одного - отсутствие денег».
Уже в 1515-16 гг. Лютер ставит под сомнение основы монашеского аскетического благочестия. У него складывается впечатление, что для многих монахов монашеский образ жизни не духовный подвиг, а разновидность тунеядства, что он отразил в ряд� � теологических сочинений, отдельные положения которых затем вошли в его знаменитые «Тезисы».
![]() |
Замковая церковь Виттенберга. В ней Лютер обнародовал свои «Тезисы» |
Обличение корыстолюбия католической церкви привело на сторону Лютера всех недовольных властвованием Римского папы. Верующим импонировало, что Лютер не признает посредников между богом и человеком, о� �вергает церковную иерархию и деление общества на мирян и священников, поскольку об этом нет ни слова в Писании. Верующему человеку, по мнению Лютера, посредник в лице священника для обращения к богу не нужен.
В 1518 году Римский папа развернул инквизиционный процесс против Лютера, он был отлучен от католической церкви. Несмотря на это, Лютер продолжает развивать и пропагандировать свое учение. Он отверг большинство таинств, культ святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам. Он оставил всего два таинст ва: крещение и причащение, т. к. именно они указаны в Священном Писании. По его мнению, священник не стоит ближе к Богу, чем мирянин, и призван не властвовать, а служить. Он провозглашал, что все пути спасения - только в личной вере человека. Утверждая непререкаемость авторитета Библии, Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание веры и морали. Он перевел Библию на немецкий язык, сделал ее доступной для народа.
Лютер в Виттенберге сжигает папскую буллу о своем отлучении. Гравюра 1619 г. |
Лютер ставит очень важный для верующих вопрос о познаваемости бога. Бог, в его понимании, непознаваем. Любую попытку исследовать, что есть бог, или хотя бы доказывать, что он есть, реформатор считает тщетной. Бог лишь настолько известен человеку, насколько сам пожелал открыться ему через Библию. То, что в Писании понятно, надо понять; то, что не понятно, следует принять на веру. Вера и понимание - единственные способы отношения человека к творцу. Реформатор настаивал на к атегорической непримиримости веры к разуму, обосновывающему веру, и на категорической непримиримости разума к вере, пытающейся ориентировать разум в его мирском исследовании. Разум должен иметь дело с тем, что среди нас и ниже нас, а не над нами, считал Лютер.
Лютер решительно отвергал астрологию, не признал гелиоцентрическую гипотезу, однако, ни имени Коперника, ни его учений не знал.
![]() |
Памятник Мартину Лютеру на центральной площади Лютерштадтт-Виттенберга |
Во-первых, человек получает спасение исключительно через веру.
Во-вторых, Библия является единственным источником веры для христианина.
В-третьих, всякий ве� �ующий является священником, непосредственно имеющим связь с Богом через Иисуса Христа.
В-четвертых, бог непознаваем, а вера неподвластна разуму.
В целом, реформа Лютера, несмотря на относительно прогрессивные черты, имела классовый характер и выражала интересы дворянства и городского богатого населения, требующих сильной государственной власти. По словам Карла Маркса, Лютер победил рабство по набожности только тем, что на его место поставил рабство по убеждению.
Созданное Лютером учение активно развивается в течение четырех столетий. В наши дни насчитывается более пятидесяти миллионов приверженцев взглядов Лютера. Большинство из них проживает в Германии, Северной Америке, Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии, Индонезии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий